Сайт посвящен ламповой технике
и качественному звуку
На главную  
Статьи и схемы
Программы
Справочник
Обзоры
Книги
Библиотека
Пром.аппаратура
 
Портал для радиолюбителей



 

Ламповый усилитель New Audio Frontiers Performance 2A3

Интегральный усилитель New Audio Frontiers Performance 2A3

Исторические и культурные традиции — великая вещь. У любой страны они прослеживаются в архитектуре, произведениях изобразительного и музыкального искусства. И особенно в Италии, где богатое наследие не только бережно сохраняется, но и трансформируется в современные достижения. Эта страна славится дизайнерскими бюро, модными домами и фирмами, выпускающими роскошную мебель и... эксклюзивную аудиотехнику.

Последняя сфера особенно интересна, поскольку здесь классические представления о красоте и музыкальности воплощаются в железе и дереве. Вот наглядный пример — интегральный усилитель New Audio Frontiers Performance 2A3. Начнем с того, что прямонакальный триод 2A3 уже сам по себе является предметом культа как у серьезных производителей, так и у самодельщиков благодаря ясному, детальному и одновременно теплому звучанию. Многие предпочитают его даже знаменитой лампе 300B, которая хоть и мощнее, но склонна несколько приукрашивать действительность. Да, небольшая мощность, пожалуй, единственный недостаток ламп семейства 2A3 (подробнее о них в подверстке «Вечные ценности»). Но и 12 — 15 Вт в пуш-пулле можно считать вполне приличной отдачей, ведь большинство бытовых усилителей и ресиверов того времени были собраны на пентодах 6BQ5 (6П14П), выдававших примерно такую же мощность. Прелесть триода 2A3 в том, что благодаря великолепной линейности он дает возможность разработчику сосредоточиться не столько на количественных, столько на качественных показателях, и что очень важно — без общей обратной связи. И именно благодаря лаконичности тракта на одних и тех же лампах у всех получается разное звучание. На «голосе» усилителя сказывается все: организация питания, качество трансформаторного железа, разводка земли, материал шасси, тип конденсаторов и даже взаимное расположение деталей схемы. Вот где был простор для творчества и экспериментов! Тем не менее с появлением мощных пентодов EL34, 6550 и KT88 промышленность быстро охладела к 2A3, ведь ватты продавать было значительно проще, чем не поддающееся формальному описанию качество звучания. Интерес к прямонакальным триодам сохранили лишь ортодоксальные радиолюбители и небольшие аудиофильские фирмы с ручным производством.

New Audio Frontiers — именно такое предприятие, основанное около 30 лет назад в небольшом городке на севере Италии несколькими энтузиастами, желавшими «возродить магию натурального и волнующего звучания».

По показателю масса/мощность двухтактник Performance 2A3, пожалуй, чемпион — при 12 ваттах на канал он весит 40 кг. С современной точки зрения это может показаться абсурдом, но не стоит забывать, что здесь мы платим не за количество, а за качество. Платим, кстати, немало — в России усилитель продается за 9900 евро. И еще один момент: звуковое давление, т.е. воспринимаемая ухом громкость, зависит не только от выходной мощности усилителя, но и от чувствительностью акустики.

Интегральник Performance 2A3 имеет традиционную для итальянской школы открытую конструкцию. Изящные боковые накладки изготовлены из красного дерева, а декоративные панели — из лакированной меди. Рекордная масса объясняется невероятными размерами выходных трансформаторов, установленными в задней части. Большое сечение сердечника при прочих равных условиях позволяет снизить искажения, особенно на низких частотах, и получить более глубокий бас. Лампы 2A3 — Golden Dragon, самые лучшие из тех, что производятся в Китае. Перед установкой в усилитель они тщательно проверяются и подбираются в четверки с близкими характеристиками. Драйвером служит двойной триод 5687 от General Electric, а по напряжению входной сигнал усиливается дифференциальным каскадом на E83CC с логотипом JJ (Словения). Большой запас усиления наводит на мысль, что в схеме все же имеется ООС, в чем я не вижу ничего плохого, если, конечно, ею не злоупотреблять. Энерговооруженность источника питания невероятно высока — общая емкость конденсаторов фильтра 1360 мкФ, а каждый канал питается от собственного выпрямителя с низким внутренним сопротивлением. Любопытный момент: работающий усилитель сквозь перфорированное днище излучает ровное голубое сияние, но это, скорее всего, не малодушная дань моде — синие светодиоды иногда используются в качестве источников тока для дифференциальных каскадов. А вот что наверняка сделано в угоду современному потребителю, избалованному комфортом — дистанционное управление громкостью посредством массивного пульта. Впрочем, моторизованный регулятор, как и селектор на пять входов, максимально возможного качества, а схема управления полностью развязана по питанию от звукового тракта.

Перед прослушиванием все компоненты прогревались в течение суток на средней громкости. В эксперименте участвовали две пары акустики — Odeon Tosca-S чувствительностью 93 дБ и Nightingale CTR-2, системы открытого типа с двумя внушительными низкочастотниками. Чувствительность итальянских «соловьев» на 3 дБ ниже при довольно сложном импедансе, хотелось посмотреть, как усилитель с ними справится. Источник знакомый — связку Weiss мы тестировали в апреле, подробнее о ней можно прочитать на нашем сайте www.salonav.com.

Итак, начинаем с «Одеонов» и специальной нарезки фонограмм для экспресс-теста звукового тракта [1]. Должен сразу заметить, что Performance 2A3 совершенно не соответствует сложившимся стереотипам о звучании ламповых усилителей. Во-первых, оно быстрое и динамичное, без малейшего намека на вялость или т.н. винтажность. Удар четкий, резкий, с «мясом» и заметной низкочастотной составляющей. Во-вторых, громкость в 18-метровой комнате с серьезной акустической обработкой (см. фото) была вполне достаточной для любой музыки, что совершенно не характерно для 12-ваттника. Это как раз к вопросу о соотношении мощности и чувствительности акустики. Правда, на пиках симфонических фрагментов возникала легкая окраска в верхнечастотной полосе, что говорило о появлении искажений, но чтобы ее заметить, приходилось прислушиваться очень внимательно. Присутствуют и характерные ламповые особенности, делающие звучание очень комфортным. Высокое тембральное и микродинамическое разрешение абсолютно не напрягает слух, музыка живет сама по себе, совершенно отдельно от воспроизводящей аппаратуры.

Источники в сцене уверенно разделяются по глубине, на хорошо сведенных фонограммах задний план может запросто уйти на пару метров за линию колонок. В композиции Дианы Кролл «My Love Is» четко разделяются три плана: контрабас сзади, справа перед ним — сама певица, а остальные инструменты — левее по всей ширине сцены. Очень рельефная картина, почти голограмма. Полной материализации образов препятствует, пожалуй, отсутствие инфранизкой составляющей, из-за чего контрабас представлен своей уменьшенной копией. Но усилитель здесь ни при чем, масштабируют «Одеоны» с 6-дюймовыми мидбасами. И это, пожалуй, единственное замечание к тракту.

Ставлю любимый компакт The Rolling Stones [2]. Полное ощущение свободы, реально трехмерная картина, тембры чисты, вокал выдвинут вперед, как на настоящей сцене. Правильно передаются оттенки настроения, переходы от лирики к эмоциональному всплеску и обратно. Джеггер мастерски это проделывает перед микрофоном, буквально держит слушателя, как опытный театральный актер.

Трио Kimbourgh [3]. Двухмикрофонная запись, минималистский состав: фортепиано, бас, ударные. Запись сделана с колоссальным разрешением, из-за чего часто кажется чересчур контрастной, даже резкой. В нашем случае неприятный эффект сведен к минимуму, верхний диапазон яркий, но не режет слух. Очевидно, это связано с тем, что в спектре прямонакальных триодов отсутствуют составляющие высоких порядков. Основной вклад в общий коэффициент искажений делают 2-я и 3-я гармоники, которые ухо быстро перестает замечать.

Переключаемся на другую акустику — открытые системы Nightingale CTR-2. О них мы как-нибудь поговорим отдельно, сейчас же лишь отмечу, что связка с усилителем Performance 2A3 получилась на редкость гармоничной и по общему экстерьеру, и по звучанию. Басовый регистр заметно расширился, теперь большой барабан чувствовался уже всем телом, контрабас приобрел вполне адекватные размеры. Ударная установка тоже стала более реальной, с мощной, хлесткой подачей. Снижение чувствительности не повлияло на восприятие динамических контрастов, никаких ограничений сверху я не почувствовал. Изменилась и звуковая сцена — при явно раздавшемся масштабе локализация источников стала менее острой. Возможно, оттого, что и сами источники стали крупнее. По пространственным ощущениям открытые CTR-2 чем-то напоминают акустику с круговой диаграммой направленности, они тоже выстраивают очень внушительную картину, но гораздо более подробную и точную.

Оба комплекта, и особенно итальянский, я бы порекомендовал любителям оперы и традиционного джаза — по натуральности вокала и духовых инструментов им просто нет равных. И хотел бы продемонстрировать их оппонентам лампового усиления, чтобы они немножко расширили свой кругозор и, возможно, изменили бы точку зрения. l

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-транспорт Weiss Jason (?15575).
  • Цифро-аналоговый преобразователь Weiss Medea (?13255).
  • Акустические системы:
  • Odeon Tosca-S (?8610);
  • Nightingale CTR-2 (?9900).
  • Сетевой кондиционер Pure Power 2000 ($4755).
  • Кабели:
  • - межблочные Bertram Proxima (?4750);
  • - акустические Davinci Audio Reference 2 м (CHF2495);
  • - сетевые Fisch Performance-5 (?685), Fisch Performance-3 (?435).

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • 1. Paul’s Peaks, «Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем.
  • 2. The Rolling Stones, «Let It Bleed». ABKCO Music and Records, 1986. Очень разные по звучанию композиции с прекрасным раскладом вокала и инструментов. При всей эмоциональной насыщенности диск оставляет ощущение невероятной легкости.
  • 3. Frank Kimbrough Trio, «Lonely Woman». Mapleshade Productions, 1995. Джазовый мэйнстрим в составе: рояль, бас и ударные. Запись аудиофильская, но тональный баланс немного смещен вверх. Прекрасно выявляет гармоники высших порядков.

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Впервые информация об этой лампе появилась в справочнике RCA Radiotron Co., Inc. за 1933 год. В отличие от многих других, этот прямонакальный триод изначально разрабатывался для аудио, в частности, двухтактных усилителей, которые должны были озвучивать небольшие кинотеатры, кафе и рестораны. В публикации говорилось, что «благодаря большой рассеиваемой мощности на аноде такой усилитель в классе А может отдать в нагрузку до 15 Вт при искажениях 2,5%, и это настоящий прорыв в сфере аудио». Конечно, нужно учитывать, что акустика тех лет была по большей части рупорной с чувствительностью 100 дБ и выше.

Лампа оказалась на редкость удачной — имела малое внутреннее сопротивление, не требовала высокого напряжения на аноде, а главное, была значительно более линейной, чем популярные в то время триоды 45 и 50. Уже к 1935 г. вслед за RCA к выпуску 2А3 приступили практически все американские производители электровакуумных приборов — General Electric, Ken-Rad, Raytheon, Hytron, Sylvania, National Union и др., а чуть позже появились и европейские образцы с логотипами Brimar (Англия) и Fivre (Франция). Был и советский аналог 2C4C, который очень ценится у аудиофилов до сих пор. Изделия разных фирм и лет выпуска могли слегка различаться по конструкции, но основные параметры у них были схожие: 2,5-вольтовый накал, 15 Вт на аноде и баллон «кобра». В конце 30-х гг. в торговлю поступает первый бытовой приемник Philco 680X с однотактным выходом на 2A3, и в это же время лампа приобретает колоссальную популярность у самодельщиков. Вряд ли можно было найти в то время радиолюбительский журнал, где не было бы схемы на 2А3. Да и сейчас многие продолжают с ними экспериментировать.

В настоящее время лампа в различных модификациях выпускается в России, Словении и Китае. Существует и версия 6B4G со стандартным октальным цоколем и накалом 6,3 В. Цена оригинальных экземпляров Made in USA (как, например, на фото) на аукционах достигает $400 и выше.

Заявленные характеристики New Audio Frontiers Performance 2A3

  • Номинальная выходная мощность (8 Ом, КНИ = 5%) 2 х 12
  • Входная чувствительность В 1
  • Входное сопротивление, кОм 100
  • Максимальная потребляемая мощность, ВА 350
  • Габариты, мм 560 x 240 x 350
  • Масса нетто, кг 40
  • Цена, ? 9900

7 РАЗ ОТМЕРЬ

Амплитудно-частотная характеристика

New Audio Frontiers Performance 2A3

Как видим, АЧХ абсолютно линейна начиная с 10 Гц, что для усилителей с выходными трансформаторами можно считать выдающимся результатом. Виден небольшой, всего 0,5 дБ, подъем на участке 10 — 30 Гц и такой же по величине спад на 20 кГц. Измерения проводились на мощности, близкой к номинальной, и эквиваленте нагрузки 8 Ом.

Форма прямоугольного сигнала New Audio Frontiers Performance 2A3 на активной нагрузке (20 кГц)

Очень неплохой результат для лампового усилителя — на верхнем краю слышимого диапазона искажения сигнала хотя и заметны, но меандр не вырождается в «пилу» или синус. Это говорит о широкой полосе мощности и, соответственно, высоком быстродействии выходного каскада. Судя по завалу фронтов, верхняя граница усилителя по -1 дБ примерно 25 — 27 кГц. Искривление горизонтальных участков говорит о наличии некоторого колебательного процесса в LC-контуре, образованном индуктивностью и емкостью обмоток выходного трансформатора.

Зависимость КНИ от выходной мощности New Audio Frontiers Performance 2A3

Коэффициент искажений растет плавно от минимального значения 0,007% на мощности 0,01 Вт до 0,04% на 1,1 Вт, а затем — довольно резко, достигая номинального значения 5% при 6 Вт RMS. Это действительно максимальная мощность для двухтактного каскада на 2А3 даже при таком запасе сечения железа в выходных трансформаторах. Незаметность искажений на слух объясняется очень коротким шлейфом гармоник, которым славятся прямонакальные триоды.

Форма прямоугольного сигнала New Audio Frontiers Performance 2A3 на емкостной нагрузке (20 кГц)

При подключении параллельно эквиваленту нагрузки конденсатора 0,33 мкФ амплитуда колебаний увеличивается, но не настолько, чтобы можно было говорить о неустойчивости усилителя. Тем не менее к нему следует тщательно подбирать акустические кабели, стараясь свести их длину к минимуму, и колонки с минимальным реактивным импедансом. Впрочем, эти рекомендации относятся к любым, не обязательно ламповым усилителям.

Николай ЕФРЕМОВ